Стратегия Almaty University

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УНИВЕРСИТЕТ АЛМАТЫ

 

  

 

 

 

  

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА АЛМАТЫ

на 2019-2022 годы

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УНИВЕРСИТЕТ АЛМАТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА АЛМАТЫ

на 2019-2022 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития университета Алматы на 2019-2022 годы (издание третье)

Рабочая группа:

Асанова С.Ж., президент

Ермаганбетов М.Е., ректор

Нурлихина Г.Б., проректор по учебно-методической работе

Таипова М.К., проректор по учебно-методической работе

Сеитова Н.Ж., проректор по научной работе и академической мобильности

Манжибаева Ж.А., начальник учебной части

Нишанбаева С.З., начальник офис-регистрации

Найманбаев А. Начальник отдела науки

 

 

 

 

Утверждена решением Ученого совета Университета Алматы  от 31.01.2019 г., протокол  № 6

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Образование является одним из важнейших приоритетов, что закреплено во всех государственных документах и программах стратегического характера. Особое и исключительное внимание к вопросам образования имеется у Президента РК Н.А. Назарбаева. Лидер страны подчеркивает: «Знания и профессиональные навыки — ключевые ориентиры современной системы образования. Казахстанцы должны стать высокообразованной нацией мира, иначе мы не достигнем задач, которые ставим». В Новом  Послании  Президента РК от 5 октября 2018 года «вопросы качества и доступности образования» названы важнейшей составляющей и залогом успешности государства.

Ключевые задачи современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, были также подчеркнуты Президентом страны –Н.А.Назарбаевым в ежегодных Посланиях народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства» и «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».

В предложенной Президентом страны Стратегии вхождения в число 30-ти развитых стран мира обозначены долгосрочные приоритеты предстоящей работы в области высшего образования и науки:

  • создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве выпускников, повышения мобильности трудовых ресурсов, обеспечения устойчивого развития Казахстана на принципах наукоемкой экономики;
  • развитие системы образования с присвоением сертификатов международного образца;
  • максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах;
  • развитие научно-исследовательской деятельности вузов: создание и развитие прикладных и научно-исследовательских подразделений.

Университет Алматы был создан путем слияния двух вузов: Алматинский университет непрерывного образования и Академия дизайна и технологии «Сымбат». на основании решений прошедшей 31 января 2013 года в г. Астане расширенной коллегии МОН РК по реализации вопроса оптимизации вузов.

Университет является единой школой непрерывного образования, включающей в себя бакалавриат, магистратуру и докторантуру.

Руководящие принципы университета – стратегическое планирование и управление — дают возможность обеспечивать качество предоставляемых услуг с учетом интересов государства, рынка и личности в соответствии с республиканскими и международными стандартами.

 

 

 

 

 

Паспорт Программы развития Университета Алматы на 2019-2022 годы

 

Наименование Программы

Программы развития Университета Алматы на 2019-2022 годы

 

 

Основание для разработки  Программы

—         Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». 5 октября 2018 г. / akorda.kz. (Дата обращения: 10.11.2018)

—         Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14 декабря 2012 г. / akorda.kz. (Дата обращения: 10.11.2018)

—         Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. //Официальный интернет-ресурс министерства образования и науки РК. /http://www.edu.gov.kz/ru (Дата обращения: 10.11.2018).

—         Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года   (№ 636 от 15.02.2018 г.);

—         Законом Республики Казахстан «Об образовании»;

—         Законом Республики Казахстан «О науке»;

—         Стратегическим планом МОН РК на 2017-2021 гг. (от 29.12.2016г.№ 729),

—          План мероприятий на 2017 – 2019 годы по реализации Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011 – 2020 годы (от 27.01.2017 г.№ 23).

—          Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2018 г. №590 «Об утверждении структуры и правил разработки программы развития организации высшего и (или) послевузовского образования» и др.

 

 

 

Разработчик Программы

Университет Алматы

 

 

Цели и задачи Программы

Целью Программы развития является: повышение конкурентоспособности университета путем совершенствования образовательных программ за счет сохранения фундаментальности образования, интеграции обучения и научно-исследовательской деятельности, использования новейших технологий и современных учебных материалов, ориентации на социально-экономические изменения.

Для достижения цели университету необходимо  решить следующие задачи:

—         формирование новой организационной структуры университета и повышение ее эффективности через развитие принципов корпоративного управления;

—         совершенствование деятельности университета посредством создания организационно-нормативных, кадровых, программно-методических и других условий для интеграции учебного и воспитательного процессов;

—         модернизация содержания и организации образовательного процесса на основе разработки инновационных образовательных программ с привлечением специалистов казахстанского и мирового уровня;

—         информатизация образования и внедрение новых технологий обучения;

—         совершенствование научно-исследовательского процесса на основе формирования инновационной культуры университета, инициирующей силы в виде инновационно — ориентированного управленческого персонала,  системы развития сотрудников и ППС, основанной на технологиях и процессах вовлечения персонала в инновационную деятельность университета;

 

-создание современной материально-технической инфраструктуры университетского кампуса.

 

 

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация основных направлений развития требует решения задач по приоритетным направлениям деятельности Университета в ходе двух этапов:

Первый этап (2019-2020 гг.): основная задача – развитие инновационной системы подготовки кадров по ряду ключевых направлений на основе концентрации кадровых, материальных, финансовых и информационных ресурсов в целях обновления содержательной, методической, организационной и научной составляющих учебно-воспитательного процесса, создание современной конкурентоспособной инновационной инфраструктуры.

Второй этап (2021-2022 гг.): основная задача – завершение создания Университета многопрофильного типа – научно-исследовательского и образовательного центра – в целях обеспечения реализации его миссии и устойчивого развития в перспективе дальнейшей деятельности.

 

 

Источники финансирования

Финансирование мероприятий Программы развития: бюджетное финансирование из республиканского бюджета  и от платных услуг предоставляемых Университетом Алматы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы Университета Алматы с учетом текущего состояния и долгосрочных целей

 

Долгосрочные цели развития по направлениям деятельности Университета Алматы и конкретизирующими их задачами, закрепленными в действующей Программе развития, являются:

  1. Повышение качества учебно-образовательной деятельности.
  • разработка и внедрение единого системного подхода к управлению сферами довузовского, высшего профессионального, послевузовского образования;
  • создание системы гарантии и обеспечения качества обучения через обновление и совершенствование содержания образования, системы мониторинга и управления качеством образования;
  • широкое внедрение в учебный процесс подготовки специалистов на основе взаимодействия учреждений профессионального образования и предприятий заказчиков кадров;
  • внедрение новых форм вовлечения обучающихся в исследовательскую, инновационную, общественно-организаторскую и производственную деятельность;
  • развитие программ предоставления дополнительных образовательных услуг, программ, повышения квалификации за счет университета;
  • модернизация и развитие материально-технической базы образовательной деятельности;
  • развитие информационно-ресурсной базы, в том числе за счет обеспечения доступа к электронным информационным ресурсам зарубежных вузов;
  • модернизировать методику преподавания, активном развитии oн-лайн системы образования и внедрений эффективных инновационных методов обучения;
  • совершенствовать полиязычные программы обучения;
  • совершенствовать реализацию совместных образовательных программ.
  1. Гармоничная интеграция образовательного процесса и производственного обучения.
  • работа ППС в проектных группах предприятий и организаций;
  • организация и проведение ППС экспертно-консалтинговых работ;
  • привлечение специалистов – практиков к разработке рабочих учебных планов, проведению спецкурсов, гостевых лекций, методическому руководству ППС;
  • широкое использование в учебном процессе проведения практических занятий, экскурсий на предприятиях, организациях;
  • активное участие в реализации научно-технических программ и проектов международного, республиканского и регионального значения;
  1. Развитие кадрового потенциала и системы управления
  • разработка и внедрение новых способов и критериев оценки профессиональной компетентности сотрудников;
  • обеспечение образовательного процесса кадрами высшей квалификации с учеными владеющими иностранными языками;
  • разработка и внедрение системы мотивации деятельности сотрудников;
  • создание условий для профессионального роста; развитие системы непрерывного внутривузовского и внешнего повышения квалификации ППС;
  • оптимизация компетенций, разграничение функций, полномочий и ответственности управленческих структур университета различного уровня и их адаптация к новым условиям внешней среды;
  • введение в университете централизованного электронного документооборота, создание АМР ректора, проректоров;
  • совершенствование и повышение эффективности деятельности управленческой структуры университета, построенного по принципу ассоциативного университетского комплекса.
  1. Расширение международного сотрудничества.
  • материальное и информационное обеспечение изучения достижений зарубежных научных школ;
  • содействие и поддержка студенческой и преподавательской международной мобильности;
  • укрепление взаимодействия в сфере международной деятельности с иностранными вузами-партнерами и создание новых партнерств.
  1. Развитие и повышение качества научно-исследовательской и инновационной деятельности.
  • поддержка и стимулирование инновационно-ориентированных инициативно-поисковых проектов, выполняемых преподавателями, сотрудниками, докторантами, магистрантами и студентами;
  • разработка системы внедрения результатов НИР и НИРО в образовательный процесс;
  • развитие системы административного управления научными исследованиями;
  • развитие эффективной системы социального партнерства с предприятиями, организациями и учреждениями региона по выполнению НИОКР и доведению их результатов до конечного конкурентоспособного продукта.
  • создание условий нормативной обеспеченности и правовой защищенности научных разработок, интеллектуальной собственности и авторских прав сотрудников университета.
  1. Улучшение воспитательной и социальной работы,  вовлечение молодежи в социально-экономическое развитие страны.
  • системный и комплексный подход в воспитательной работе, развитие студенческого самоуправления;
  • рациональное использование имеющихся ресурсов для решения социальных вопросов студентов;
  • гуманизация межличностных отношений преподавателей и обучающихся.
  1. 7. Развитие инфраструктуры и внедрение новейших информационных технологий
  • развитие материально-технической базы для образовательной и научной деятельности;
  • совершенствование и развитие информационной системы безопасности;
  • развитие информационных технологий.

Для успешной реализации поставленных задач Университету Алматы необходимо развить модель университета, основанную на современной и действенной системе управления и менеджмента качества, кредитной технологии и академической мобильности преподавателей и студентов, коммерциализации результатов научной и инновационной деятельности ППС, современной научной инфраструктуре, эффективной системе подготовки и переподготовки кадров новой формации, действенных связей со сферой бизнеса, модернизации методик преподавания, активном развитии oн-лайн системы образования и внедрений эффективных инновационных методов обучения.

 

  1. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития Университета Алматы

 

  • Анализ состояния деятельности Университета Алматы

Университет предоставляет образовательные услуги вузовского и послевузовского образования согласно Государственным общеобязательным стандартам образования Республики Казахстан. Подготовка специалистов проводится по трехступенчатой системе «бакалавр-магистр-доктор PhD», в соответствии с Законом РК «Об образовании», Болонской декларацией и другими международными документами в сфере образования. С 2004 года университет приступил к реализации кредитной технологии обучения, обеспечивающей студентам выбор индивидуальной образовательной траектории и преподавателей.

Организационная структура управления университета обеспечивает единство устойчивых взаимосвязей между структурными подразделениями, осуществляющими учебную, научную, методическую, воспитательную, хозяйственную деятельность, необходимую для достижения целей, поставленных Программой развития университета на 2019-2022 годы.

Коллегиальными органами управления университета являются Ученый совет, учебно-методический советы. На сегодняшнем этапе развития система управления университета ориентирована на развитие стратегического планирования, использование современных методов менеджмента, многостороннюю внутреннюю оценку качества, корпоративное обучение и непрерывное улучшение.

Составной частью стратегического планирования является Политика в области качества, которая отражает основные обязательства по качеству образовательных услуг. Цели и задачи вуза ежегодно проецируются на все уровни структурных подразделений и находят выражение в планах конкретных действий и мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных.

В 2014 году университет внедрил, сертифицировал и продолжает успешно развивать систему менеджмента качества (СМК). Данная система ориентирована, в первую очередь, на формирование благоприятной образовательной, воспитательной и научной среды. Она является мощным инструментом для достижения высоких результатов в организации учебного процесса, повышения качества обучения студентов, соблюдения законодательных требований, а также подготовки к внешним оценочным процедурам. В область распространения и сертификации СМК включено высшее и послевузовское образование.

Для совершенствования своей деятельности университет использует различные формы самооценки: самооценка в ходе подготовке к аттестации, институциональной и программной аккредитации, самооценка образовательных программ на соответствие критериям рейтинговых агентств. В вузе внедрена и успешно функционирует процедура внутреннего аудита. Систематические проверки осуществляют сертифицированные специалисты. В Университете Алматы внедрена система потребительского мониторинга: систематически проводятся опросы преподавателей, сотрудников, работодателей, студентов и их родителей.

Опыт университета показывает, что направления, выбранные для совершенствования системы менеджмента, способствуют изменению качественного уровня образования, повышению эффективности деятельности, росту удовлетворенности потребителей, укреплению престижа и конкурентоспособности университета.

В структуру университета входят: 2 школы, 6 кафедр, отдел управления качеством, отдел науки, отдел международных связей, отдел управления персоналом, отдел организации учебного процесса, офис регистратора, центр карьеры, студенческий офис и др. Организационно-управленческая структура университета подчинена идеям реализации стратегических целей и эффективного управления, обеспечивает оптимальный процесс принятия решений и реального исполнения.

Постоянно проводится мониторинг качества проведения занятий, анкетирование студентов, ППС, работодателей, направленные на улучшение качества образовательных услуг.

Университет осуществляет подготовку специалистов по 30 образовательным программам бакалавриата, 11 — магистратуры, 2 — докторантуры  PhD.

С целью формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, в соответствии с Дублинскими дескрипторами, квалификационными рамками уровней образования, и потребностями рынка труда в университете реализуются модульные образовательные программы, отличительной особенностью которых является возможность построения индивидуальной образовательной траектории, учета личностных потребностей и возможностей обучающихся.

Для формирования профессиональных навыков в условиях современного производства все виды практик студентов организуются на основе договоров с предприятиями, организациями и учреждениями города. Подбор корпоративных партнеров осуществляется в соответствии с образовательными программами практикантов. В качестве баз практик используются также лаборатории.

В вузе формируется новая модель университета, в которой гармонично сочетаются традиционное образование с новыми формами и методами обучения, в том числе с информационными технологиями. Важным направлением работы университета стало налаживание и развитие академической мобильности обучающихся. Создана база данных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры  вузов-партнеров университета Алматы, ППС и сотрудников университета.

Фонд библиотечного комплекса насчитывает свыше 500000 экземпляров. Структура представляет собой собрание отечественных и зарубежных изданий учебной, научной, художественной литературы, аудиовизуальных и электронных документов. Из общего числа фонда библиотеки 304000 экземпляров литературы представлены на казахском языке. Ежегодно библиотекой осуществляется подписка большого количества наименований зарубежных и отечественных периодических изданий, являющихся главными источниками оперативной информации. Библиотечный комплекс включает 2 абонемента и 2 читальных залов, зал каталогов, книгохранилище.

Все кафедры и подразделения Университета постоянно оснащаются компьютерами, что дает возможность внедрить в образовательный процесс электронные учебные журналы, организованы Интернет-классы. В Университете функционирует сайт, собственный почтовый сервер, сервер мгновенных сообщений, файлобменник Университета. Установлена система «Платонус». Установлено спутниково-телекоммуникационное оборудование в актовом зале для проведения прямых трансляций. В Университете имеются 2 благоустроенных общежития.

Обучающиеся и ППС имеют доступ к локальным электронным ресурсам, к электронно-библиотечным системам издательств полнотекстовым электронным ресурсам  Elsevier, Springer Nature, полнотекстовым удаленным ресурсам казахстанских информационных центров: Консорциума вузовских библиотек, Казахстанской Национальной электронной библиотеки, Республиканской межвузовской электронной библиотеки, библиотеки Казахского национального педагогического университета имени Абая.

Одним из важнейших направлений развития высшего образования являются вопросы международного сотрудничества, главной задачей которого является интеграция системы высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Международное сотрудничество в области образования регулируется законодательством РК и осуществляется на основе международных договоров, соглашений и конвенций.

Основные показатели международной деятельности университета Алматы проводится по следующим направлениям:

— приглашение ведущих профессоров из-за рубежа для проведения лекций, семинаров, консультаций;

— участие и организация международных конкурсов, фестивалей, конференций;

— выступление и участие магистрантов в международных проектах, конференциях, конкурс;

— академическая мобильность обучающихся, преподавателей;

— двудипломное образование.

Университет Алматы поддерживает устойчивые связи с зарубежными университетами и международными организациями стран Азии, Европы.

В системе международных отношений важное место занимают совместные долгосрочные проекты и договора, призванные обеспечить повышение эффективности учебно-образовательной и научно-исследовательской деятельности до уровня мировых стандартов.

Университетом заключены 25 договоров с ведущими учебными заведениями, в том числе, ближнего зарубежья — 20, дальнего зарубежья – 5.

В целом, деятельность по международному сотрудничеству ведется по заданным направлениям. В рамках международного сотрудничества с зарубежными вузами был получен обмен опытом по учебно-методическому обеспечению, образовательным стандартам, рабочим учебным программам, программам научно-практических конференций, каталогам научной, учебной и учебно-методической литературы.

Приоритетными направлениями воспитательной работы в университете являются воспитание патриотизма, формирование целостной высококультурной и социально-ответственной личности, воспитание правовой культуры, развитие общественно-политической активности, повышение уровня гражданского участия и лидерских навыков, духовно-нравственное воспитание, формирование здорового образа жизни, поддержка талантливой молодежи.

Воспитательная работа в университете координируется кураторами. Среди студенческой молодежи проводится широкая информационно-разъяснительная работа, круглые столы и конференции, реализации приоритетных государственных программ индустриально-инновационной модернизации страны.

Студенты и сотрудники университета участвуют в ежегодных областных мероприятиях: Форуме патриотов ко Дню государственных символов РК, Форуме молодежи ко Дню Первого Президента РК, торжественных мероприятиях ко Дню Независимости РК, молодежных акциях к Международному дню студентов. На базе университета проходят областные, городские Форумы, встречи с видными общественными деятелями, конференции, посвященные общественно значимым датам и событиям.

Важным направлением воспитательной работы является развитие студенческого самоуправления. В университете функционирует Комитет по делам молодежи (КДМ).

Работают творческие объединения и кружки по интересам, студенческие научные общества, клубы находчивых и веселых (КВН).

В студенческий клуб ежегодно привлекаются 200 студентов, организована работа кружков и клубов по интересам. Деятельность клуба направлена на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий, способствующих раскрытию творческого потенциала и духовно-нравственному воспитанию студентов.

В рамках реализации Плана мероприятий по противодействию коррупции реализуются проекты, анкетирование. На базе вуза проводятся встречи со студентами по разъяснению антикоррупционного законодательства и противодействию коррупции совместно с государственно-правовым отделом акимата Ауэзовского района г. Алматы. Проводятся мероприятия по разъяснению норм законодательства, по повышению правовой грамотности молодежи с участием представителей правоохранительных органов. Осуществляется взаимодействие студенческого самоуправления вуза с Центром молодежных инициатив, молодежными организациями области.

Проведены мероприятия духовно-нравственного содержания, воспитывающие культуру поведения и межличностного общения, направленные на пропаганду высокой морали и нравственности, семейного воспитания, бережного отношения к традициям и культуре народа.

Спортивно-оздоровительная работа и формирование здорового образа жизни являются важным компонентом воспитательного направления, организации досуга студенческой молодежи и ППС.

В университете действует система поощрения лучших преподавателей и студентов за высокие показатели в учебной, научной, общественной деятельности. Проводятся мероприятия по поддержанию корпоративной культуры.

Создание эффективной инфраструктуры образования является необходимым условием успешного выполнения университетом своей миссии – развитие единой инновационной, информационно-аналитической, социально ориентированной среды вуза. 

Университет обладает развитой материально-технической базой и современной инфраструктурой, обеспечивающей эффективное сопровождение учебного процесса и комфортные условия работы, обучения.

На балансе университета имеется 3 учебных корпуса,  обеспечивающие проведение учебно-воспитательного процесса, медицинский пункт, пункты питания. Университет располагает лекционными залами, специализированными кабинетами, компьютерными классами, учебными лабораториями. Создана университетская информационно-коммуникационная корпоративная сеть с выходом в Интернет. Создан университетский сайт.

Полезная учебная площадь, принадлежащая университету на праве доверительного управления, соответствует требованиям противопожарной безопасности, квалификационным требованиям, предъявляемым к деятельности организаций образования и требованиям государственных общеобразовательных стандартов, реализуемых специальностей.

 

 

SWOT – анализ

(анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз)

Strength / Сильные стороны

Weakness / Слабые стороны

     наличие требуемой учебно-методической базы, социальной инфраструктуры университета;

—     постоянно действующая система внутреннего контроля над качеством преподавания;

-остепененность кадрового потенциала по отдельным специальностям;

—     наличие требуемой материально-технической базы университета;

—     увеличение академической мобильности ППС и обучающихся;

—     приближение процесса управления университетом принципам корпоративного менеджмента;

—     создан научно-исследовательский центр, основные виды деятельности которого – образовательная, научная и исследовательская;

—     политика привлечения к управлению университета молодых специалистов-менеджеров в сфере образования и в сфере государственного управления, свободных от стереотипов академического сообщества.

-недостаточная степень диверсифицированности притоков финансовых средств;

-недостаточное знание английского языка рядом ППС и обучающихся;

— отсутствие коммерциализации и внедрение результатов НИР;

— уровень развития интеллектуальной собственности ученых университета и число признанных научных результатов;

— участие ученых вуза в конкурсах научных проектов, объявляемых МОН РК;

— развитие информационной базы НИР;

-недостаточное количество учебников на казахском и английском языках;

-инертность кафедр в развитии международного сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

Opportunities / Возможности

Threats / Угрозы

-возможность внедрения разнообразных технических средств корпоративного менеджмента;

-возможность привлечения зарубежных специалистов в топ-менеджмент университета;

-повышение развития международной научно-образовательной мобильности ППС;

-возможность повышения качества исследований и разработок с выходом на результаты международного уровня;

-повышение уровня защиты объектов интеллектуальной и промышленной собственности;

-получение грантов международных организаций и фондов на проведение научно-исследовательской деятельности.

-финансовая несостоятельность контингента обучающихся;

— конкуренция со стороны других вузов страны;

-недостаточное финансирование научно-исследовательской деятельности ППС;

-конкуренция со стороны национальных вузов по отбору кадрового потенциала;

-недостаточный интерес со стороны зарубежных коллег по сотрудничеству в научной работе по педагогическим наукам;

-непризнанность университета в зарубежных странах.

 

2) Оценка инновационного потенциала коллектива

Профессорско-преподавательский состав является главным ресурсом для реализации задач и обеспечения миссии университета. В связи с этим вуз уделяет повышенное внимание подбору,  подготовке и переподготовке кадров. На 6 кафедрах работают 177 преподавателей, из них 91 с учеными степенями и званиями, что составляет 51,4 %. Средний возраст ППС составляет от 40 до 62 года — 28 человек (23,3%), из них с учеными степенями и званиями 13 человек, что составляет 46,4%. 

Для повышения качества преподавания, обеспечения тесной взаимосвязи с производством приглашаются в качестве совместителей кандидаты наук, специалисты соответствующих отраслей. В 2018-2019 учебном году количество совместителей из других организаций – 15 человек, из них: 11- кандидаты наук и 4 магистра.

Анализ количественного и качественного состава ППС в целом по вузу показал, что положительная тенденция по обеспечению кадрами с ученой степенью отмечается в таких отраслях, как педагогические, экономические юридические науки, гуманитарные науки, услуги.

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава осуществляется на основе графика на текущий год, в 2018году стажировку в зарубежных и отечественных вузах, курсы повышения квалификации прошли  55 человек.

Научно-исследовательская деятельность университета направлена на разработку конкурентоспособных научных разработок, содействие в реализации индустриально-инновационной стратегии страны, повышение качества высшего образования через инновации и внедрение результатов научных исследований и новых технологий.

По результатам научных исследований преподавателями университета в 2016-2018 г.г. издано  336 научной продукции, в том числе в зарубежных журналах с импакт-фактором — 13 статей (по шкале Scopus — 8), журналах, рекомендуемых ККСОН МОН РК — 38. С 2018 года издается журнал «Хабаршы/Вестник». Успешно функционирует Совет молодых ученых.

В 2018 году выполнялась между ТОО  Академия моды «Сымбат» и ТОО Университет Алматы хоздоговорная тема: «Совершенствование метода эргономического проектирования моделей детской одежды ассортимента школьной формы с разработкой проектно-конструкторской документации и апробацией образцов» на сумму 8 000 000 тенге.

В университете функционируют следующие учебные лаборатории «Дизайнерско-конструкторские научно-исследовательские разработки», «Криминалистика», «Биология  и химия».

С целью развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, эффективного и рационального использования имеющегося научного потенциала, а также для обеспечения связи между различными структурами и учеными университета, для реализации проектов и создания благоприятных условий для ведения перспективных разработок согласно приоритетам научного развития университета утверждены следующие научные  направления:

  1. «Формирование цифровых технологий в учебном процессе специальности «Информатика»;
  2. «Развитие общественно-политического сознания национального духа в процессе глобализации»;
  3. «Современные психолого-педагогические проблемы в подготовке будущих специалистов с духовно-нравственными качествами и конкурентспособностью»;
  4. «Вызовы четвертой промышленной революции и новая социально-экономическая политика Казахстана»;
  5. «Современные проблемы и перспективы развития национального законодательства РК».

 

3) Прогноз тенденций изменения рынка труда на потребности в кадрах

Человеческий труд становится все более производительным: развитие машинного обучения, больших данных, интернет-продуктов, облачных технологий и организационных принципов agile приводят к сокращению издержек, ускорению процессов производства и обслуживания, а также росту качества.

О том, что цифровизация экономики несет риски масштабного высвобождения рабочей силы говорил Нурсултан Назарбаев в своем ежегодном Послании. Президент отметил необходимость заранее выработать согласованную политику по трудоустройству высвобождаемой рабочей силы. «Предстоит адаптировать систему образования, коммуникации и сферу стандартизации под потребности новой индустриализации», — подчеркнул глава государства.

Ряд тенденций на рынке труда приведут к росту спроса на трудовые ресурсы  и созданию новых профессий.

Все больше профессий потребуют более высокого уровня образования: потребность в кадрах с высшим или профессиональным образованием вырастет примерно на 10%. В зависимости от темпов распространения автоматизации от 75 до 375 миллионов людей будут вынуждены сменить сферу деятельности.

Эти изменения — серьезный вызов. Вопросы подготовки кадров остро стоят на повестке дня многих государств. В таких странах как Германия, Индия, Сингапур, Дания, страны Европейского союза и США внедрены специальные программы обучения и переобучения, стимулирования постоянного обучения на протяжении всей жизни. Эти программы опираются на новые технологии получения знаний (онлайн-курсы повышения квалификации), партнерство с бизнесом и профсоюзами, а также другими некоммерческими организациями.

В 2018 году реальный рост ВВП составил 4%. Согласно стратегическому плану развития Республики Казахстан поставлена цель роста ВВП Казахстана на уровне 4,5−5% в год до 2025 года. Данный рост почти полностью должен быть обеспечен повышением производительности труда, так как в ближайшие годы значительного роста рабочей силы не ожидается. С учетом задач модернизации экономики этот рост должен привести и к изменению самой отраслевой структуры, поскольку рост трудоемких сервисных секторов должен будет опережать рост базовых отраслей промышленности.

Приток рабочей силы ожидается  в торговле, строительстве, транспорте, информационно-коммуникационных технологиях, образовании, финансовых услугах и туризме.

Так  же, как и во всем мире, в Казахстане спрос будет расти на те профессии, где человек пока еще лидирует: творчество, новаторство, умение общаться и учиться.

Грядущие изменения на рынке труда РК не имеют прецедентов в новейшей истории  Казахстана. Согласно статистическим данным, с 2000 по 2017 год чистый рост рабочих мест (то есть разница между создаваемыми и выбываемыми рабочими местами) в Казахстане составил более 2 миллионов штатных единиц. С 2017 по 2030 год эта величина может составить всего 500 тысяч. При этом, если с 2000 по 2017 год создавалось в 5 раз больше рабочих мест, чем выбывало, то с 2017 по 2030 год ожидается, что вновь созданных рабочих мест будет лишь в полтора раза больше, чем выбывающих. Значительное множество людей встанет перед необходимостью сменить профессию.

Сегодня около 80% трудоспособного населения РК составляют люди от 15 до 49 лет. Именно им может потребоваться повышение квалификации или смена профессии. А сегодняшних детей, которые повзрослеют и вступят в ряды трудоспособного населения к 2030 году, нужно обучать новым профессиям и навыкам уже сегодня.

Успешная адаптация Университета Алматы к грядущим изменениям потребует скоординированных усилий всего коллектива в тесной взаимосвязи со школой, бизнесом и наукой для построения эффективной модели подготовки кадров, позволяющей сторонам спроса и предложения быстро и беспрепятственно находить друг друга; для повышения развития навыков и мотивации людей. Главным же условием является успех развития самого университета в соответствии с требованиями времени.

Планируется подготовка ежегодного доклада в Университете о тенденциях в области образования на мировом рынке, затрагивающий спектр вопросов, вызывающий наибольший интерес общественности и специалистов в области образования, с контекстным и сопоставительным анализом образовательных тенденций, стратегий  вузов-конкурентов, выявлением образовательных предпочтений абитуриентов, студентов, магистрантов, докторантов. 

 

  1. Видение Программы

Обеспечить подготовку интеллектуально развитых специалистов на основе внедряемой модели непрерывного образования, необходимых для развития и процветания Казахстана. 

Определение миссии и видения университета Алматы обусловлены приоритетами развития:

  • реализация профессиональной подготовки по направлениям: педагогические науки; искусство и гуманитарные науки; бизнес, управление и право; услуги;
  • проведение фундаментальных и прикладных исследований в современных отраслях науки, образования и экономики;
  • интеграция в международное научно-образовательное пространство, академический обмен преподавателями и обучающимися;
  • высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;
  • наличие соответствующей материально-технической базы;
  • развитая система социального партнерства.

 

  1. Миссия Программы

 

Миссия: университет многопрофильного типа, нацеленный на тесную интеграцию образования, науки и производства, обеспечивающий высокое качество образовательной и профессиональной подготовки выпускников.

Как многопрофильный университет предусматривает формирование образовательного, интеллектуального и инновационного пространства, обеспечение качества непрерывного образования в соответствии с мировыми тенденциями и принципами, активное международное сотрудничество и обеспечение академической мобильности студентов и сотрудников университета.

Реализация этой миссии заключается в подготовке компетентных, социально ответственных и конкурентоспособных специалистов, владеющих современными технологиями, навыками научно-педагогической и исследовательской деятельности, соответствующей мировым требованиям рынка труда.

 

  1. Стратегический блок Программы Университета Алматы

 

1) Место и роль в системе высшего и послевузовского образования в Казахстане

 

Анализ внешней среды организации – содержание и динамика трендов в макросреде, развитие рынка и конкуренции – лег в основу представления о будущем образовательной отрасли РК. Этот прогноз, в свою очередь, позволил выявить следующие стратегические возможности, в смысле каким должен стать Университет, чтобы использовать эти возможности:

  1. Цифровой университет
  2. Инновационный университет (в плане управления)
  3. Предпринимательский университет (широкие полномочия и самодостаточность подразделений)
  4. Социально ответственный университет
  5. Открытый университет (доступный для общественности)
  6. Комфортный университет (инфраструктура)
  7. Связь со школой, отраслевыми ассоциациями, палатами
  8. Образовательные программы на уровне лучшей мировой практики
  9. Национальный рейтинги образовательных программ
  10. Международная аккредитация образовательных программ.

 

  • Развитие инновационного потенциала и его достижение

Базовыми элементами механизма формирования, развития и раскрытия инновационного потенциала сотрудников в контексте формирования динамических способностей организации являются :

  1. Инновационная культура университета;

2.Наличие инициирующей силы в виде инновационно -ориентированного управленческого персонала;

  1. Наличие системы развития сотрудников и ППС, основанной на технологиях и процессах вовлечения персонала в инновационную деятельность университета.

Инновационная культура проявляется, в первую очередь, в ее ориентации на инновации во всех сферах деятельности университета и поддержке инновационной активности сотрудников, студентов. Наличие инновационной культуры способствует развитию организации, формируя устойчивую мотивацию персонала, студентов к развитию и реализации своего потенциала в интересах университета, способствуя привлечению и закреплению профессионалов, заинтересованных в развитии и самореализации, снижая риск утраты уникального человеческого капитала.

В этой связи представляется необходимым  подготовка с последующей реализацией Плана инновационно-культурной трансформации Университета, включающего  в себя разработку Кодекса корпоративной культуры Университета Алматы.  

Вторым элементом механизма  является система развития сотрудников и ППС, основная задача которой состоит в вовлечении в инновационную деятельность университета и стимулирование реализации потенциала персонала. Наличие инновационно-ориентированной системы развития сотрудников и ППС позволит раскрыть нереализованные возможности сотрудников, мотивировать их к профессиональному развитию и повысить приверженность организации, усилить заинтересованность высококвалифицированных специалистов в деятельности университета путем:

— внедрения новых принципов и механизмов в сфере оценки результатов работы  сотрудников и ППС университета;

— внедрения новых принципов оплаты труда сотрудников и ППС университета;

— вовлеченности ППС в системную и постоянную разработку инновационной модели управления;

— внедрения конкурсного замещения должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников для обеспечения качественного состава ППС среди многопрофильных университетов  РК.

Третий элемент механизма управления инновационным потенциалом сотрудников и ППС университета – это инновационно-ориентированный управленческий персонал. Наличие его способствует непрерывному процессу развития организации, раскрытию потенциала персонала, созданию синергетического эффекта от совокупности инновационных потенциалов сотрудников. При его отсутствии инновационное развитие университета не имеет перспектив. В этой связи считаем необходимым :

 -дальнейшее совершенствование организационной структуры  университета;

-разработку новой кадровой политики для обеспечения высокого профессионализма административного персонала университета;

-утверждение долгосрочного плана повышения квалификации  административного персонала и ППС университета.

 

  • Коммерциализация научно-технических разработок

Прямым измерением инновационного потенциала университета является совокупный финансовый  показатель доходов от собственной научно-инновационной деятельности, отнесенный к совокупным инвестициям в образовательный процесс и организацию научно-инновационной деятельности. Под коммерциализацией научно-технических результатов понимается  деятельность по вовлечению в экономический оборот научно-технических результатов деятельности университета. В этом направлении планируется:

    — провести анализ и подготовить доклад о состоянии научной работы в школах университета, публикационной активности ППС, эффективности организации научно-исследовательской деятельности;

    —     установить связь с 5-ю стратегическими партнерами в области современных педагогических, социальных, гуманитарных исследований;

    — внедрять результаты исследований в учебный процесс;

    — разработать меры по раннему включению обучающихся в научно-исследовательскую деятельность  и научное творчество.

 

 

  1. Пути достижения поставленной цели Программы развития

 

Достигнутые результаты развития университета Алматы и указанные ограничения полностью сохраняют свою актуальность для будущего. Успешное развитие университета Алматы может быть обеспечено лишь при условии последовательного преодоления обозначенных трудностей.

Поставленные цели и задачи достигаются в процессе повседневной работы на основе поэтапной реализации, разработанных и утвержденных руководством Университета, комплексных планов по отдельным направлениям учебной, воспитательной и научной работы.

Достижение поставленной цели Программы развития Университета Алматы предполагает  решение ряда задач:

  1. Развитие человеческого потенциала вуза, оптимизация структуры персонала, совершенствование системы обучения и мотивации персонала
  2. Развитие системы образовательных направлений, расширение практики дистанционного обучения, увеличение масштабов дополнительного образования.
  3. Повышение конкурентоспособности вуза на республиканском и международном рынке образовательных услуг, развитие и продвижение бренда вуза, увеличение количества студентов, обучающихся на платной основе, в том числе – на магистерских и докторских программах.
  4. Формирование и поддержание на качественном уровне образовательной среды в вузе, повышение качества образования, обеспечение высокой удовлетворенности студенческого контингента условиями и результатами обучения.
  5. Интеграция с работодателями и потребителями НИР, активное привлечение работодателей к сотрудничеству по различным направлениям деятельности Университета Алматы.
  6. Интернационализация деятельности вуза, развитие сотрудничества с партнерскими вузами, в том числе в рамках международных консорциумов
  7. Развитие научной и инновационной деятельности, активизация участия в грантах и целевых программах, открытие диссертационных советов.
  8. Развитие материально-технической базы вуза, оснащение современным учебным и научно-исследовательским оборудованием.
  9. Оптимизация структуры и повышение эффективности деятельности ресурсных центров, представительств.

 

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы развития Университета Алматы

Первый этап (2019-2020 гг.): основная задача – развитие инновационной системы подготовки кадров по ряду ключевых направлений на основе концентрации кадровых, материальных, финансовых и информационных ресурсов в целях обновления содержательной, методической, организационной и научной составляющих учебно-воспитательного процесса.

В 2019-2020 гг. финансирование развития материально-технической базы самого Университета будет осуществляться за счет доходов от образовательной и инновационной деятельности.

Университет будет:

— генерировать и обеспечивать передачу современных знаний, проводить  научно-исследовательскую работу и инновационную деятельность в органическом единстве с образовательным  процессом;

— ориентироваться на фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным научным направлениям страны  по актуальным направлениям науки,

— созданию инновационной культуры университета;

— продолжать подготовку учителей новой формации, ориентированных на результат и инновационные образовательные технологии;

— расширять перечень образовательных программ магистратуры и докторантуры;

— внедрять  новые образовательные программы с учетом современных требований;

— модернизировать научно-техническое и экономическое пространство, включающее  лаборатории, учебные и научно-образовательные центры;

— внедрять консалтинговые услуги в сфере педагогики и психологии, экономики и права;

— налаживать сотрудничество с НИИ и научными центрами РК и зарубежных стран в сфере выполнения совместных исследований и публикации результатов;

— содействовать стажировке ведущих специалистов в зарубежных вузах и научных центрах, налаживать эффективный взаимный обмен с профессорами и исследователями зарубежных научно-образовательных учреждений, НИИ, НИЦ.

Второй этап (2021-2022 гг.): основная задача – завершение создания Университета многопрофильного типа – научно-исследовательского и образовательного центра – в целях обеспечения реализации его миссии и устойчивого развития в перспективе дальнейшей деятельности, создание современной конкурентоспособной инновационной инфраструктуры.

В 2021-2022 гг. Университет будет нацелен на решение следующих задач:

— разработка модели учебной, научно-инновационной интеграции с учетом развития двудипломного  образования;

— внедрение социально-значимых проектов, направленных на формирование привлекательности вуза;

— продвижение программ дополнительного образования;

— активизировать  коммерциализацию инновационных разработок;

— интернационализация и изменение структуры подготовки кадров;

-расширение спектра междисциплинарных исследований в научно-исследовательских центрах и лаборатория.

Для решения задачи Университет должен уделять особое внимание повышению качества человеческого капитала как в сфере управления университетом, так и в преподавательских и исследовательских коллективах.

Выбор стратегических направлений развития университета Алматы  на период 2019-2022 гг. определяется его миссией, видением и приоритетами развития казахстанского общества, науки и экономики, системы высшего и послевузовского образования, программными документами РК в области образования. Исходя из этого, определены следующие целевые индикаторы (Приложение 1).

Приложение  1

Целевые индикаторы Программы развития Университета Алматы

п/п

Целевые индикаторы

Единица измерения

В плановом периоде

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

                Цель 1 Повышение качества учебно-образовательной деятельности

 

1

Доля образовательных программ  при разработке и реализации которых привлекались представители производства

%

50

75

95

100

2

Доля новых образовательных программ, разработанных совместно с зарубежными экспертами

%

15

20

25

3

Доля двудипломных программ с организациями дальнего и ближнего зарубежья

%

5

10

15

20

4

Доля дополнительных образовательных программ от общего количества ОП вуза (Major-Minor)

%

5

10

10

15

5

Доля актуализированных ОП в соответствии с обновленным содержанием среднего образования и требованиями НИШ

%

(от общего

кол-ва ОП по педагогическим наукам

30

40

50

60

6

Совершенствование содержания ОП для обеспечения повышения уровня языковой подготовки студентов (английский язык) по ОП Биология, Информатика, Дошкольное обучение и воспитание, Химия, Физика

Ед.

2

3

4

5

7

Доля программ, реализуемых с полиязычным  обучением  от общего количества в вузе

%

30

35

40

45

Цель 2 Гармоничная интеграция образовательного процесса и производственного обучения

 

1

Заключить долгосрочные договора о сотрудничестве с отраслевыми ассоциациями, палатами, крупными работодателями по направлениям подготовки

Ед.

7

8

9

10

2

Количество договоров по педагогической практике с организациями среднего образования и заключенных на долгосрочный период

Ед.

10

15

20

25

3

Доля трудоустроенных выпускников первый год после окончания вуза по каждому направлению подготовки

%

50

55

60

65

4

Доля выпусников  текущего года прошедших национальный квалификационный тест

%

(от общего кол-ва выпускников ОП по педагогическим наукам)

10

15

20

 

 

 

 

 

 

                                     

Цель 3  Развитие кадрового потенциала и системы управления

1

Доля АУП, прошедших курсы повышения квалификации по программам «Цифровая трансформация вуза), «Менеджмент в образовании», языковые курсы

%

10

20

30

40

2

Доля преподавательского состава, прошедшего программы международного обмена, в т.ч. по освоению передовых педагогических практик, изучению английского языка

%

(от общего

кол-ва ППС)

7

 

10

 

15

20

3

Доля ППС, прошедших обучение по программам «Болашақ», «­Өрлеу»

%

(от общего

кол-ва ППС)

10

15

20

25

4

Доля ППС профильных дисциплин, владеющих английским  языком  на уровне IELTS 5.5

%

(от общего кол-ва ППС )

3

5

7

9

5

Доля преподавателей иностранных языков, имеющих соответствующий сертификат

%

50

70

100

6

Доля преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации

по организации дистанционных технологий обучения

%

40

45

50

60

                                   Цель 4 Расширение международного сотрудничества

 

1

Заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве с ведущими зарубежными ВУЗами

Ед.

5

6

7

8

2

Привлечение зарубежных ППС в топ-менеджмент вуза

Чел.

1

1

1

3

Доля иностранных студентов, обучающихся в вузе

%

2

4

6

8

4

Количество зарубежных ППС, приглашенных для чтения лекций

чел

5

6

7

7

5

Количество студентов, прошедших программу академической мобильности в зарубежных вузах-партнерах

чел

30

40

50

55

6

Открытие зарубежных офисов по приему обучающихся (посредством ассоциаций, межвузовских договоров, консорциумов)

Ед.

1

2

2

3

Цель 5 Развитие и повышение качества научно-исследовательской и инновационной деятельности

 

1

Заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве с ведущими отечественными и зарубежными НИИ, НЦ по направлениям подготовки

Ед.

4

5

5

5

2

Реализация научных проектов путем заключения трехсторонних соглашений (ВУЗ-научная организация-бизнес)

Ед.

1

2

3

4

3

Финансируемые НИР по государственным программам

Ед.

1

2

3

4

Количество публикаций в научных изданиях с импакт-фактором

Ед.

6

8

9

10

5

Количество публикаций в изданиях, рекомендованных ККСОН МОН РК

Ед.

25

30

35

40

Цель 6 Улучшение воспитательной и социальной работы,  вовлечение молодежи в социально-экономическое развитие страны

 

1

Доля студентов, вовлеченных в работу студенческих клубов

%

10

15

20

25

2

Проведение конкурсов, семинаров, круглых столов в рамках программы «Рухани жанғыру» и Года молодежи, в целях поддержки и развития молодежных организаций

Ед.

10

15

17

20

3

Открытие Центра обслуживания студентов «Көмек»

Ед.

1

4

Открытие коворкинг-центра

Ед.

1

 

5

Доля  обучающихся, охваченных превентивными  мероприятиями  по снижению  рисков  и  профилактике  коррупционных преступлений, наркомании, религиозного экстремизма

%

20

25

30

35

6

Обеспечение  материальной  и  социальной  поддержки обучающимся, из социально уязвимых слоев населения (в дополнение к гарантированной государством)

%

(от всего контингента

обучающихся)

2

3

4

5

 

Цель 7 Развитие инфраструктуры и внедрение новейших информационных технологий

 

1

Доля учебных лабораторий оснащенных оборудованием  по ОП «Педагогические науки» в соответствии с оснащением НИШ

%

(от общего кол-ва ОП по педагогическим наукам)

10

20

30

40

2

Количество специализированных кабинетов, оснащенных новым современным оборудованием

Ед.

3

4

5

6

3

Ввод в эксплуатацию нового студенческого общежития на 500 мест

Ед.

1

4

Ввод в эксплуатацию нового спортивного зала

Ед.

1

5

Открытие бизнес-инкубатора

Ед.

1

 

6

Ежегодное пополнение фонда библиотеки новейшими изданиями, литературой на казахском, русском., английском языках

Ед.

280

(161/103/16)

300

(170/110/20)

350

(200/120/30)

400

(240/120/40)

 

WordPress Lessons